dibrov_s (dibrov_s) wrote,
dibrov_s
dibrov_s

Categories:

Коррупция для чайников: Взятки как способ управления страной (часть 2) 

Опубликовано на Думской.net

Продолжение. Начало смотрите здесь.

Итак, в первой части мы остановились на том, что коррупция, по словам Михаила Бакунина, является одним из способов управления.

Как известно, налоги в государстве выполняют две функции. Первая и главная — фискальная, наполнение бюджета. Вторая — регуляторная: применение разных видов и разных ставок налогов влияет на пропорции в экономике, и этим процессом можно целенаправленно управлять.

Примерно такие же две функции есть у коррупции. Первая и главная — обогащение. Но помимо этого, взятки регулировали множество экономических и общественных отношений, которые не были урегулированы законами, или если законы по каким-то причинам не работали.

Приведем конкретный пример. По законодательству, каждый гражданин имеет право бесплатно получить земельные участки — для строительства дома, для садоводства и для гаража.

Замечательная норма. Но по факту она не действует. Во-первых, потому, что земли мало, а желающих ее получить или распорядиться — много. Во-вторых, десять соток на берегу моря в «Отраде» и десять соток где-то в тьмутаракани в тридцати километрах от дороги — это две большие разницы. Поэтому в реальности эти вопросы регулировались через коррупцию.

Множество вот таких коррупционных зависимостей и отношений, наряду с формальными писаными законами (возможность нарушить которые тоже можно купить за взятку) и создавали систему регулирования экономики и общества в целом.

И вот тут нужно обратить внимание на второй принципиальный момент. Наука говорит, что внутри любой сложной системы должны быть сбалансированные положительные и отрицательные обратные связи. Если этот баланс будет нарушен, то система не сможет стабильно существовать — рано или поздно она пойдет вразнос и выйдет за пределы допустимых параметров.

В период «позднего Кучмы» высшая государственная власть пыталась наладить внутри коррумпированной государственной системы обратные связи, которые принято называть «системой сдержек и противовесов». Однако в «эпоху Януковича», в период полной монополии на власть Партии Регионов, практически все сдерживающие факторы были откинуты. Коррупция, а вместе с ней и все государство, перешла в ручное правление «семьи». Властная вертикаль сама устанавливала «правила игры», назначала проценты «откатов» и суммы «распилов».

Человеческая жадность не имеет границ, и в итоге никаких сдерживающих факторов и «стоп-кранов» у коррупции не осталось — если не считать такой «глубокую озабоченность со стороны мирового сообщества». В итоге государственная машина быстро пошла вразнос — явные признаки приближающегося коллапса явно проявились еще летом 2013 года.

Чем отличается рыбалка от браконьерства? В первую очередь числовыми показателями. Если вылавливать 10% от рыбных запасов, то ничего страшного не произойдет — более того, такое вмешательство может быть позитивным. Но если выловить 50 или 80 процентов, то ничем хорошим это не закончится, хотя на первых порах мы получим хороший улов и хорошие заработки.

Точно также и в коррумпированной экономике. «Откат» в сумме 10% может быть неприятным, но терпимым для бизнеса. Но когда за полученный заказ требуют вернуть треть или даже половину — это уже браконьерство.

Сейчас в Приморском суде Одессы слушается дело по обвинению директора одного из фондов социального страхования, который требовал взятки с госзаказа на оздоровление детей Донбасса. Как установило следствие, в 2013 и 2014 годах процент отката достиг 30%, причем наличными.

В принципе, руководство базы отдыха было готово платить, однако такое финансовое бремя оказалось непосильным. Система, которая раньше работала исправно, вышла за допустимые параметры: коммерсанты обратились в правоохранительные органы, чиновник был задержан и сейчас предстал перед судом.

По большому счету, примерно то же самое произошло и в ноябре-декабре 2013 года, только в масштабах всей страны. Власть пыталась регулировать процессы, о чем свидетельствует, например, пунктирная линия денежного потока, направленного от «площадок», подконтрольных бывшему главному налоговику Клименко и занимающихся обналичкой, в бюджет. Однако эффективных сдержек не было внутри самой власти.

Система вышла за пределы допустимого, возмущенные граждане, в первую очередь мелкие и средние предприниматели, вышли на майданы. Их уговаривали быть благоразумными, потерпеть еще годик до выборов. Но они упорно выходили на мороз, дрались с милицией, стояли под пулями — сначала резиновыми, потом и боевыми — потому что понимали, что дальше так жить нельзя ни одного дня.

В январе власть попыталась решить проблему и приняла «драконовские законы». Это стало точкой кипения. В итоге коррупционная система, как паровой котел с поломанным предохранительным клапаном, разорвалась и разлетелась в разные стороны. В итоге от Украины отлетело не только высшее государственное руководство, но и Автономная Республика Крым и часть Донбасса, возвращение которых теперь будет стоить немалых трудов.

Итак, проблема на сегодняшний день выглядит так: ранее существовавшая коррупционная система дала мощнейший сбой и не работает, а «теоретические», правовые механизмы явно непригодны для управления страной и тоже неэффективны.

Я не сомневаюсь, что именно в этом — в отсутствии действенных регулирующих механизмов — и заключается самая главная причина нынешних экономических и политических трудностей Украины.

В заключительной части мы рассмотрим, какой выбор стоит перед нынешним руководством Украины, и попробуем предположить, по какому пути пойдет страна в ближайшем будущем.



Комментарии к этому посту на Думской.net
Tags: "Элита", Массовые расстрелы, УКРАИНА 2.0
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments