dibrov_s (dibrov_s) wrote,
dibrov_s
dibrov_s

Прибрежные новации от Верховнй Рады

На просторах интернетов появились сообщения о том, что Верховная Рада внесла изменения в законодательство, регулирующее вопросы использования прибрежных земель. Теперь, мол, все у нас будет хорошо, а не так, как всегда. Мол, прекратят застраивать пляжи и побережье, прекратят огораживать пляжи и все такое.

И что вы думаете? Верховная Рада таки да внесла изменения в Земельный и Водный кодексы, но надеяться, что вот теперь все будет не так, как всегда, пожалуй, не стоит.

Для начала - страница истории.

По пока еще действующему закону, вдоль водоемов у нас устраиваются территории со специальными режимами землепользования.

1. Водоохранные зоны (ст. 87 Водного кодекса, ст. 58 Земельного кодекса), где запрещено размещать кладбища, сливать неочищенные стоки и использовать стойкие пестициды и устраивать прочие опасные для водоема непотребства. Границы водоохранных зон определяются по кабминовской методике и устанавливаются проектом.

2. Прибрежные защитные полосы (ст. 88 Водного Кодекса, ст. 60 Земельного кодекса). Организуются в пределах водоохранных зон. В прибрежных защитных полосах запрещено пахать земли, применять удобрения, строить сооружения (кроме гидротехнических) и т.п. Вдоль рек ширина таких полос - несколько десятков метров, вдоль морей - два километра. При этом, цитирую Водный кодекс: "У межах існуючих населених пунктів прибережна захисна смуга встановлюється з урахуванням конкретних умов, що склалися", цитирую Земельный кодекс: "Розмір та межі прибережної захисної смуги уздовж морів та навколо морських заток і лиманів встановлюються за проектами землеустрою, а в межах населених пунктів - з урахуванням містобудівної документації".

Далее, многие прибрежные населенные пункты, и Одесса в том числе, является городом-курортом. Законом "О курортах", а также ст. 93 Водного кодекса, предусмотрены:

3. Зоны санитарной охраны моря. Прибрежные защитные полосы вдоль входят в них по определению. Здесь разрешается строить исключительно санатории и лечебные учреждения при условии наличии централизованного водопровода и канализации. Границы зон устанавливаются местными советами по согласованию с гос. органами.

Согласно ст. 31 Закона, прибрежная полоса моря и прилегающая к пляжам полоса шириной не менее 100 метров является "первой зоной санитарной охраны (зоной строгого режима)". Здесь много чего запрещено, не только строительство, но и временное или постоянное проживание граждан, проезд автотранспорта, прокладка кабелей и т.п.. Хотя в принципе использование данной территории возможно - для берегоукрепления, использования её курортных свойств (пляж с солярием организовать, например), но только при условии научного обоснования, кучи экспертиз, блаблабла.

Есть еще вторая зона санитарной охраны, где тоже есть ограничения (она должна использоваться под парки и для обслуживания оздоровительных учреждений), но здесь уже можно строить, например, многоквартирные дома.

Сразу отмечу, что стометровая зона по действующему законодательству является зоной действительно строгих ограничений, а её граница проходит не просто в ста метрах от линии моря, а по прилегающей к пляжу стометровой полосе. Дело в том, что линия берега - вещь изменчивая (прибой, приливы-отливы, естественные и искусственные намывы песка), поэтому считают её от суходольной границы пляжа.

Помнится, в далеком 2007 году, когда я участвовал в попытке признания незаконным землеотвода на берегу, представитель компании "Миханики Украина" принес в суд карту и с линейкой в руках показал, что ближайший к пляжу дом по проекту расположен в 101 метре от нарисованной линии моря. Я с удовольствием согласился приобщить карту к материалам дела, а потом показал, что, согласно предоставленному Миханиками документу, дом находится в трех десятках метров от границы пляжа, то есть аккурат в зоне строгих ограничений, где такое строительство категорически запрещено. Аргумент не был воспринят судьей, но это уже другая история и вообще не по теме :)

Да, так вот.

По ныне действующему законодательству, пляжная зона и стометровка вдоль нее - это место, где запрещено, цитирую, "будівництво будь-яких споруд (крім гідротехнічних, гідрометричних та лінійних), у тому числі баз відпочинку, дач, гаражів та стоянок автомобілів", "спорудження будь-яких будівель та інших об'єктів, не пов'язаних з експлуатаційним режимом та охороною природних і лікувальних факторів курорту", "постійне і тимчасове проживання громадян (крім осіб, які безпосередньо забезпечують використання лікувальних факторів)" и так далее.


Верховная Рада внесла изменения.
Что поменялось?

Для начала. Прямо оговорено, что защитные полосы устанавливаются на всех категориях земель, кроме земель водного транспорта. Раньше была непонятка с портами, которая использовалась как аргумент дискуссии о теоретической возможности стройки у берега. Теперь этого аргумента нет.

Далее, очень важно. Отныне вводится понятие "пляжная зона" со своим особым режимом. Теперь это территория не меньше ста метров от берега, в которую входят земли до суходольной границы и прилегающие песчаные/гравийные/ракушняковые/скальные/горные территории. Теперь здесь прямо и недвусмысленно запрещено "будівництво будь-яких споруд, крім гідротехнічних, гідрометричних та лінійних".

Прямо указано, что на данную территорию обеспечивается беспрепятственный доступ. Цитирую:
"До узбережжя морів, морських заток і лиманів у межах пляжної зони забезпечується безперешкодний і безоплатний доступ громадян для загального водокористування, крім земельних ділянок, на яких розташовані гідротехнічні, гідрометричні та лінійні споруди, санаторії та інші лікувально-оздоровчі заклади, дитячі оздоровчі табори".

Тут есть нюанс.
По нынешним нормам, "Гідротехнічна споруда - споруда для використання водних ресурсів, а також для боротьби із шкідливою дією вод". Одесские пляжи (искусственные) являются гидротехническими сооружениями, предназначенными для борьбы с вредным воздействием вод (оползнями), и теоретически данное положение на них может не распространиться. Но то отдельный разговор.

Далее,
конкретизирован режим пользования прибрежными защитными полосами:
"Прибережна захисна смуга уздовж морів, морських заток і лиманів входить у зону санітарної охорони моря і може використовуватися лише для будівництва військових та інших оборонних об'єктів, об'єктів, що виробляють енергію за рахунок використання енергії вітру, сонця і хвиль, об'єктів постачання, розподілу, передачі (транспортування) енергії, а також санаторіїв, дитячих оздоровчих таборів та інших лікувально-оздоровчих закладів з обов'язковим централізованим водопостачанням і каналізацією, гідротехнічних, гідрометричних та лінійних споруд"


В общем и целом - изменения хорошие, да. В Украине возвращается понятие "бечевник", который во всем цивилизованном мире выродился в специально отведенную полосу вдоль водоема со свободным беспрепятственным проходом и возможностью причаливать. А то были у нас варианты: лодка течет и тонет, люди гребут к берегу, а тут - "стоять! частная собственность! гребите туда, там через три километра причалите!".

С другой стороны, с точки зрения использования земель - по сути ничего нового, все эти положения были и раньше, они были закреплены в куче законов, на которые в случае чего исполкомами, советами и застройщиками дружно клался болт при полном попустительстве местных советов, государственных инспекций и судов. Особенно удачно это получается при отсутствии проектов землеотвода, когда не учитывают сложившую ситуацию, а активно "складывают" её, пробивая землеотводы, градобоснования, переставляя заборы, выкапывая котлованы и возводя незаконные строения.


Помню, как "Миханики" доказывали, что они собираются строить в прибрежной защитной полосе не жилые дома, а "гостиницы с апартаментами", которые, по их версии, являются оздоровительными учреждениями. Я не поленился копнуть и поднять нормативы, определяющие, что такое "гостиница" и что такое "апартаменты". В итоге от их аргументации не осталась камня на камне. И что? Всем, а особенно судье, пофиг. Так и теперь у нас будут строить не "гостиницы с апартаментами", а "шестнадцатиэтажные пионерские лагеря с пристроенным ночным клубом и паркингом на две тысячи машиномест". Делов то.


Ну и еще, очень, очень важно.
Цей Закон застосовується до правовідносин, що виникли після набрання ним чинності.
С одной стороны это хорошо, нечего менять нормы задним числом. С другой стороны, незаконно (с нарушением ныне действующих норм) установленный в 2010 году забор на подступах к пляжу, размахивая новым законом, не уберешь.


Последнее. Так сказать, "на самом деле".
Вот документ. За подписью Виктора Федоровича. Еще в далеком 2004 году в Одессе должны были появиться проекты землеотвода, должны были быть вынесены в натуру (застолблены) границы санитарных и водоохранных зоны. И что? И ничего. Всем пофиг, ну, вы в курсе.


Итого: изменения в законодательстве, может быть, и хорошие, вот только оптимизма - ноль.
Пока в стране нет закона, пока в стране действует право силы, пока нет суда и нет власти, этот закон соблюдающей, можно принимать какие угодно хорошие законы. Всем... ну, вы в курсе, да.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments