И что вы думаете? Верховная Рада таки да внесла изменения в Земельный и Водный кодексы, но надеяться, что вот теперь все будет не так, как всегда, пожалуй, не стоит.
Для начала - страница истории.
По пока еще действующему закону, вдоль водоемов у нас устраиваются территории со специальными режимами землепользования.
1. Водоохранные зоны (ст. 87 Водного кодекса, ст. 58 Земельного кодекса), где запрещено размещать кладбища, сливать неочищенные стоки и использовать стойкие пестициды и устраивать прочие опасные для водоема непотребства. Границы водоохранных зон определяются по кабминовской методике и устанавливаются проектом.
2. Прибрежные защитные полосы (ст. 88 Водного Кодекса, ст. 60 Земельного кодекса). Организуются в пределах водоохранных зон. В прибрежных защитных полосах запрещено пахать земли, применять удобрения, строить сооружения (кроме гидротехнических) и т.п. Вдоль рек ширина таких полос - несколько десятков метров, вдоль морей - два километра. При этом, цитирую Водный кодекс: "У межах існуючих населених пунктів прибережна захисна смуга встановлюється з урахуванням конкретних умов, що склалися", цитирую Земельный кодекс: "Розмір та межі прибережної захисної смуги уздовж морів та навколо морських заток і лиманів встановлюються за проектами землеустрою, а в межах населених пунктів - з урахуванням містобудівної документації".
Далее, многие прибрежные населенные пункты, и Одесса в том числе, является городом-курортом. Законом "О курортах", а также ст. 93 Водного кодекса, предусмотрены:
3. Зоны санитарной охраны моря. Прибрежные защитные полосы вдоль входят в них по определению. Здесь разрешается строить исключительно санатории и лечебные учреждения при условии наличии централизованного водопровода и канализации. Границы зон устанавливаются местными советами по согласованию с гос. органами.
Согласно ст. 31 Закона, прибрежная полоса моря и прилегающая к пляжам полоса шириной не менее 100 метров является "первой зоной санитарной охраны (зоной строгого режима)". Здесь много чего запрещено, не только строительство, но и временное или постоянное проживание граждан, проезд автотранспорта, прокладка кабелей и т.п.. Хотя в принципе использование данной территории возможно - для берегоукрепления, использования её курортных свойств (пляж с солярием организовать, например), но только при условии научного обоснования, кучи экспертиз, блаблабла.
Есть еще вторая зона санитарной охраны, где тоже есть ограничения (она должна использоваться под парки и для обслуживания оздоровительных учреждений), но здесь уже можно строить, например, многоквартирные дома.
Сразу отмечу, что стометровая зона по действующему законодательству является зоной действительно строгих ограничений, а её граница проходит не просто в ста метрах от линии моря, а по прилегающей к пляжу стометровой полосе. Дело в том, что линия берега - вещь изменчивая (прибой, приливы-отливы, естественные и искусственные намывы песка), поэтому считают её от суходольной границы пляжа.
Помнится, в далеком 2007 году, когда я участвовал в попытке признания незаконным землеотвода на берегу, представитель компании "Миханики Украина" принес в суд карту и с линейкой в руках показал, что ближайший к пляжу дом по проекту расположен в 101 метре от нарисованной линии моря. Я с удовольствием согласился приобщить карту к материалам дела, а потом показал, что, согласно предоставленному Миханиками документу, дом находится в трех десятках метров от границы пляжа, то есть аккурат в зоне строгих ограничений, где такое строительство категорически запрещено. Аргумент не был воспринят судьей, но это уже другая история и вообще не по теме :)
Да, так вот.
По ныне действующему законодательству, пляжная зона и стометровка вдоль нее - это место, где запрещено, цитирую, "будівництво будь-яких споруд (крім гідротехнічних, гідрометричних та лінійних), у тому числі баз відпочинку, дач, гаражів та стоянок автомобілів", "спорудження будь-яких будівель та інших об'єктів, не пов'язаних з експлуатаційним режимом та охороною природних і лікувальних факторів курорту", "постійне і тимчасове проживання громадян (крім осіб, які безпосередньо забезпечують використання лікувальних факторів)" и так далее.
Верховная Рада внесла изменения.
Что поменялось?
Для начала. Прямо оговорено, что защитные полосы устанавливаются на всех категориях земель, кроме земель водного транспорта. Раньше была непонятка с портами, которая использовалась как аргумент дискуссии о теоретической возможности стройки у берега. Теперь этого аргумента нет.
Далее, очень важно. Отныне вводится понятие "пляжная зона" со своим особым режимом. Теперь это территория не меньше ста метров от берега, в которую входят земли до суходольной границы и прилегающие песчаные/гравийные/ракушняковые/скальные/г
Прямо указано, что на данную территорию обеспечивается беспрепятственный доступ. Цитирую:
"До узбережжя морів, морських заток і лиманів у межах пляжної зони забезпечується безперешкодний і безоплатний доступ громадян для загального водокористування, крім земельних ділянок, на яких розташовані гідротехнічні, гідрометричні та лінійні споруди, санаторії та інші лікувально-оздоровчі заклади, дитячі оздоровчі табори".
Тут есть нюанс.
По нынешним нормам, "Гідротехнічна споруда - споруда для використання водних ресурсів, а також для боротьби із шкідливою дією вод". Одесские пляжи (искусственные) являются гидротехническими сооружениями, предназначенными для борьбы с вредным воздействием вод (оползнями), и теоретически данное положение на них может не распространиться. Но то отдельный разговор.
Далее,
конкретизирован режим пользования прибрежными защитными полосами:
"Прибережна захисна смуга уздовж морів, морських заток і лиманів входить у зону санітарної охорони моря і може використовуватися лише для будівництва військових та інших оборонних об'єктів, об'єктів, що виробляють енергію за рахунок використання енергії вітру, сонця і хвиль, об'єктів постачання, розподілу, передачі (транспортування) енергії, а також санаторіїв, дитячих оздоровчих таборів та інших лікувально-оздоровчих закладів з обов'язковим централізованим водопостачанням і каналізацією, гідротехнічних, гідрометричних та лінійних споруд"
В общем и целом - изменения хорошие, да. В Украине возвращается понятие "бечевник", который во всем цивилизованном мире выродился в специально отведенную полосу вдоль водоема со свободным беспрепятственным проходом и возможностью причаливать. А то были у нас варианты: лодка течет и тонет, люди гребут к берегу, а тут - "стоять! частная собственность! гребите туда, там через три километра причалите!".
С другой стороны, с точки зрения использования земель - по сути ничего нового, все эти положения были и раньше, они были закреплены в куче законов, на которые в случае чего исполкомами, советами и застройщиками дружно клался болт при полном попустительстве местных советов, государственных инспекций и судов. Особенно удачно это получается при отсутствии проектов землеотвода, когда не учитывают сложившую ситуацию, а активно "складывают" её, пробивая землеотводы, градобоснования, переставляя заборы, выкапывая котлованы и возводя незаконные строения.
Помню, как "Миханики" доказывали, что они собираются строить в прибрежной защитной полосе не жилые дома, а "гостиницы с апартаментами", которые, по их версии, являются оздоровительными учреждениями. Я не поленился копнуть и поднять нормативы, определяющие, что такое "гостиница" и что такое "апартаменты". В итоге от их аргументации не осталась камня на камне. И что? Всем, а особенно судье, пофиг. Так и теперь у нас будут строить не "гостиницы с апартаментами", а "шестнадцатиэтажные пионерские лагеря с пристроенным ночным клубом и паркингом на две тысячи машиномест". Делов то.
Ну и еще, очень, очень важно.
Цей Закон застосовується до правовідносин, що виникли після набрання ним чинності.
С одной стороны это хорошо, нечего менять нормы задним числом. С другой стороны, незаконно (с нарушением ныне действующих норм) установленный в 2010 году забор на подступах к пляжу, размахивая новым законом, не уберешь.
Последнее. Так сказать, "на самом деле".
Вот документ. За подписью Виктора Федоровича. Еще в далеком 2004 году в Одессе должны были появиться проекты землеотвода, должны были быть вынесены в натуру (застолблены) границы санитарных и водоохранных зоны. И что? И ничего. Всем пофиг, ну, вы в курсе.
Итого: изменения в законодательстве, может быть, и хорошие, вот только оптимизма - ноль.
Пока в стране нет закона, пока в стране действует право силы, пока нет суда и нет власти, этот закон соблюдающей, можно принимать какие угодно хорошие законы. Всем... ну, вы в курсе, да.